Реле указателей поворота РС-491
Описание
Реле указателей поворота РС-491 предназначено для получения прерывистого светового сигнала указателей поворота на легковых автомобилях ВАЗ.
Устройство и работа
На гетинаксовом основании реле-прерывателя закреплены штекеры и опорная пластина, к которой приварен сердечник электромагнита. К сердечнику на стальных пластинах прикреплены два якоря с подвижными контактами. Неподвижные контакты изолированы от сердечника и установлены на кронштейнах, прикрепленных к сердечнику.
Конец якоря ламп указателей поворота оттягивается от сердечника туго натянутой (в холодном состоянии) струной из нихромовой проволоки. Нижний конец ее проходит сквозь стеклянную втулку, а дальше сворачивается спирально и представляет собой дополнительный резистор с сопротивлением 10 Ом.
В начальный момент включения указателей поворота ток поступает на штекер “+ ” реле-прерывателя, проходит через резистор и затем через обмотку к штекеру . Поскольку ток проходит через резистор, то величина его сравнительно невелика и недостаточна, чтобы вызвать притяжение якорей к сердечнику и замкнуть контакты. Поэтому лампы указателей поворота горят неполным накалом, а контрольная лампа указателей поворотов не горит. Ток, проходящий через резистор, разогревает его. Струна удлиняется, ее натяжение ослабевает, и якорь притягивается к сердечнику, замыкая контакты. При этом ток протекает через обмотку реле-прерывателя, минуя резистор. Величина его резко увеличивается, и лампы указателей поворотов загораются полным накалом. Из-за увеличения тока возрастает магнитное притяжение якоря контрольной лампы к сердечнику. Загорается контрольная лампа указателей поворота, ток к которой идет от штекера “+”, через сердечник и якорь к штекеру . Поскольку ток перестал проходить через резистор, то он остывает, натяжение струны увеличивается и она открывает якорь от сердечника, размыкая контакты. Ток опять проходит через резистор, величина его резко уменьшается, якорь оттягивается от сердечника упругой пластиной 8, контакты размыкаются и контрольная лампа гаснет, а лампы указателей поворота опять горят слабым накалом.
Описанный цикл повторяется с частотой 60 - 120 раз в минуту. Если перегорит лампа переднего или заднего указателя поворота, то через реле-прерыватель будет протекать пониженный ток, частота циклов уменьшится, а контрольная лампа включаться не будет.
Характеристики
Параметры | Значения |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Количество циклов в минуту при нагрузке 46 Вт:
|
85±15 120 60 |
Число витков обмотки | 48 |
Привод | ПЭВ Ø 0,51 мм. |
Схемы
Рис.1. Устройство и схема подключения реле поворотов РС491 (РС491А):
1 - регулировочная пластина;
2 - стеклянная втулка;
3 - струна;
4, 10 - якорьки;
5, 6 - контакты;
7 - регулировочный кронштейн;
8 - упругая пластина;
9 - сердечник;
11 - опорная пластина;
12 - контрольная лампа;
13 - аккумуляторная батарея;
14 - выключатель зажигания;
15- переключатель указателей поворотов;
16 - сигнальные лампы указателей поворотов;
17 - лампы боковых повторителей.
Рис.2. Схема световой сигнализации поворотов автомобиля ВАЗ - 2101 с реле поворотов РС491 (РС491А), где:
1 - сигнальные лампы;
2 - лампы боковых повторителей;
3 - переключатель указателей поворотов;
4 - реле поворотов;
5 - контрольная лампа;
ВЗ - выключатель зажигания.